ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ МБОУ СОШ №32 - Рекомендации по аптечной наркомании
MENU

Рекомендации по аптечной наркомании

Памятка родителям  по аптечной наркомании

 

ЧТО ТАКОЕ «АПТЕЧНАЯ НАРКОМАНИЯ»? Современная фармакология развивается быстрыми темпами, каждый год разрабатываются разные препараты с широким спектром действия. Некоторые из них принимаются по прямому назначению для лечения определенных болезней, другие для облегчения неприятных симптомов, устранения боли. «Аптечная наркомания» — это условное, собирательное понятие. Оно подразумевает использование без назначения врача определенных лекарственных препаратов, обладающих психотропным действием, с целью достижения состояния опьянения или одурманивания, сходного с наркотическим.

В состав многих лекарственных средств входят наркотические и психотропные вещества, которые в определенных дозах могут оказывать психоактивное действие и при более частом применении без медицинских показаний вызывать привыкание и формирование зависимости от них. Например, транквилизаторы, барбитураты, противосудорожные препараты. Официально эти лекарства не отнесены к спискам наркотиков, сильнодействующих или одурманивающих веществ, оборот которых контролируется на территории Российской Федерации. Эти лекарственные средства и получили название — «аптечные наркотики», так как их можно приобрести в аптеке, а зачастую для этого даже не требуется рецепта врача. Особое беспокойство вызывает доступность этих препаратов для детей и подростков. Это связано с их относительно низкой стоимостью, отсутствием ответственности за приобретение или хранение, как в случае с официально признанными наркотиками, а также простотой применения.

 

Лекарства, относимые к так называемым «аптечным наркотикам», как правило, выпускаются уже в готовом виде в форме таблеток, капсул или растворов. Поэтому нет необходимости в дополнительной обработке или приготовлении препарата, их использование также не требует инъекционного введения. В немедицинских целях для достижения состояния наркотического опьянения наркопотребителями используются лекарства с седативным, обезболивающим, снотворным действием. Это могут быть препараты, обладающие противосудорожным действием, которые в лечебных целях назначаются при эпилепсии, препараты, снимающие мышечный тонус, например, при детском церебральном параличе, черепно-мозговых травмах и других психоневрологических заболеваниях. Лекарственные средства, оказывающие влияние на центральную нервную систему, даже в случае применения по медицинским показаниям и по назначению врача в терапевтических дозах довольно часто вызывают побочные эффекты, поэтому они требуют строго индивидуального подбора необходимой дозировки и должны применяться с осторожностью.

В целях достижения состояния одурманивания эти препараты используются в дозах, существенно, в разы, а то и в десятки раз превышающих терапевтические. В большинстве случаев такое злоупотребление приводит к токсическому поражению внутренних органов и систем организма. Даже при эпизодическом и нерегулярном приеме «аптечных наркотиков» к ним довольно быстро развивается привыкание и психическая зависимость. Это в свою очередь требует увеличения дозы принимаемого вещества или поиск других психотропных средств с более сильным наркотическим эффектом. Так происходит переход на употребление более «тяжелых» наркотиков. В последующем развивается и физическая зависимость. Не каждый из тех, кто пробует наркотики, обязательно становится наркоманом, но совершенно бесспорно, что каждый, кто уже привык к ним, начал с того, что однажды попробовал наркотик... И часто этим «первым разом» становится лекарственный препарат, беспрепятственно купленный в аптеке! Зачастую для усиления психотропных эффектов прием лекарственных препаратов сочетают с употреблением других психоактивных веществ, например, наиболее часто — с алкоголем. Прием «аптечных наркотиков» вызывает эйфорию, появление благодушного настроения, внимание становится рассеянным, появляются «пробелы» в памяти, могут развиться слуховые и зрительные галлюцинации (иногда очень реалистичные). В некоторых случаях возникают панические атаки.

В состоянии опьянения характерно нарушение координации движений, вялость, речь становится невнятная, зрачки сужены, либо расширены, взгляд фокусируется с трудом. Отмечается изменение пульса, артериального давления и температуры тела, повышенная потливость, тошнота, рвота. Злоупотребление аптечными препаратами даже непродолжительное время приводит к ухудшению мыслительной деятельности, спутанности сознания, нарушению аппетита, часто беспокоят головные боли, появляются беспричинные вспышки злости, агрессия, нервные тики и дрожь в конечностях, речь становится бессвязной, может наблюдаться снижение или полная утрата зрения. В дальнейшем развивается депрессия, безразличие к окружающему и мысли о самоубийстве. С развитием наркологического заболевания в результате дальнейшего употребления препаратов симптомы утяжеляются, возникают судороги, припадки, психомоторное возбуждение с потерей контроля.

Однако следует помнить, что даже одна проба любого вещества из группы «аптечных наркотиков» может привести не только к отрицательным, но и опасным последствиям для здоровья человека, например, вызвать психоз или привести к угрожающим жизни состояниям: крайне тяжелому отравлению вследствие передозировки или аллергической реакции, развитию комы, а порой закончиться трагически, когда спасти жизнь ребенка уже не удается, несмотря на все принятые меры.

Проблема распространения «аптечной наркомании» в значительной степени связана с тем, что недобросовестные работники аптечных учреждений допускают отпуск ряда лекарственных средств без рецепта врача, при этом по весьма завышенным ценам. Как правило такая деятельность приносит значительную материальную выгоду. Предположительно также, что в отличие от крупных аптечных сетей, именно небольшие аптеки и аптечные пункты могут быть ориентированы на наркозависимых потребителей. В связи с этим необходимо всегда придерживаться активной гражданской позиции и не оставаться равнодушными.

Не проходите мимо, если заметили, что в аптеке продают рецептурные лекарственные препараты без рецепта. Если у вас есть сведения об аптеке, в которой происходит сбыт подобных медикаментов несовершеннолетним, важно сообщить об этом в отдел полиции или антинаркотическую комиссию. Ведь завтра эти лекарства могут тем или иным способом оказаться в руках у Вашего ребенка! Существует ряд положительных примеров, когда активная гражданская позиция и своевременное вмешательство помогли пресечь незаконную торговлю препаратами в аптечных пунктах и спасти здоровье и жизни детей и подростков.

 

ПАМЯТКИ РОДИТЕЛЯМ

Родителям следует учитывать, что постепенное взросление детей проходит через два основных этапа.

На первом этапе, в возрасте 12—15 лет, молодые люди начинают обретать прочные связи в среде своих сверстников, меньше бывают дома                  и реже обращаются к родителям. Они начинают сталкиваться с реалиями действительности, пытаются найти основные жизненные ориентиры.

На втором, в возрасте 15—18 лет, наступают первые признаки взросления. Это период самоутверждения и обретения уверенности,  но и в этом возрасте молодые люди нуждаются в родителях, в их поддержке, помощи, понимании, хотя и не всегда это показывают.

Отношение подростков к проблеме наркотиков в немалой степени зависит от взаимоотношений в семье и школе. Принимаемое подростками решение в отношении наркотиков напрямую связано с характером повседневных взаимоотношений и во многом определяется степенью уважения к взрослым.

Помогите подростку посмотреть на его проблемы конструктивно. В доверительной беседе дайте понять, что употребление наркотиков                           не поможет решить проблему или уйти от нее, а только создаст новые, еще более серьезные трудности.Молодые люди нуждаются в том, чтобы им обстоятельно и доходчиво объяснили, что представляют собой наркотики в действительности                             и как они могут повлиять на состояние человеческого организма.

Нельзя не учитывать, что мы живем в такое время, когда очень многие люди употребляют (зачастую необоснованно) различные лекарства, в том числе и с наркотическим или психотропным действием. В то же время недостаточно внимания уделяется воспитанию правильного обращения                     с лекарственными препаратами. Взрослые не всегда доходчиво разъясняют подросткам общее назначение всех лекарств и необходимость осторожного отношения к ним.

Многочисленные факты свидетельствуют, что шаблонные, формальные и несодержательные заявления по типу «Не употребляйте наркотики, иначе погибнете!» — неэффективны.

В разговоре с детьми и подростками взрослый человек должен быть способным честно высказать свое мнение о наркотиках и наркомании, выразить свое собственное отношение к этой проблеме. Именно эмоциональное отношение к проблеме наркомании, а не рассудочные и часто холодные суждения оказывает на молодых людей более эффективное воздействие.

Быть родителями - значит быть справедливыми защитниками, мудрыми советчиками и интересными экскурсоводами по дорогам жизни. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в подростках чувство собственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять свое мнение. Эти качества необходимы, чтобы противостоять давлению употребляющих наркотики сверстников, их стремлению навязать другим свою волю.

Лучшим иммунитетом к наркотикам является оптимистичная, активная, целеустремленная и конструктивная жизненная позиция. Необходимо помочь подросткам выработать такую позицию.

Большое значение в воспитании негативного отношения молодёжи                 к наркотикам имеет полная и достоверная информация о наркотиках             и последствиях их употребления для человека. В профилактической работе необходимо активнее использовать видеоролики антинаркотической направленности, подобранные экспертным сообществом. Наглядные кадры и живые примеры могут оказать на молодых людей сильное эмоциональное воздействие и привести к положительным результатам. При подборе материала необходимо четко понимать, что неправильная подача информации, непрофессиональное отношение к данному вопросу может выработать совершенно иную установку. Вместо формирования четкого негативного отношения к потреблению наркотиков информация может стать наркотической рекламой и пропагандой.

Начинайте обсуждать тему наркотиков, не дожидаясь первых признаков неблагополучия или возникновения данной проблемы. Первые беседы, адаптированные по содержанию и форме преподнесения информации, можно проводить, уже начиная примерно с 10-летнего возраста.

Родителям следует всегда помнить, что подростки принимают  за эталон в поведении взрослых, зачастую ошибочно, поверхностные, чисто внешние признаки и пытаются их копировать. Поэтому родителям   и педагогам важно знать, кому стараются они подражать.

Помните, что вы очень много значите для вашего ребенка.   Он замечает все, что вы делаете, как говорите и поступаете. Ваш личный пример, своевременное и уместно сказанное слово играют огромную роль.

Помогите вашим детям корректно разобраться в потоке информации       о наркотиках и наркомании. Подберите соответствующую литературу, ознакомьтесь с доступной информацией и постарайтесь довести  её до сознания подростка в непринужденной беседе, при просмотре телепередач или во время совместного чтения газет, журналов, книг. Всегда старайтесь выслушать его, стимулируйте его стремление задавать вопросы. Отвечайте на вопросы заинтересованно, размышляйте вслух, не опасаясь признать своих сомнений и даже непонимания тех или иных моментов. Учите подростка вести диалог, ибо именно конструктивная беседа поможет вам поддержать с ним контакт в течение всего периода взросления.

Сделайте ваш дом открытым и радушным для друзей ваших детей. Участвуйте, когда это возможно, в совместном обсуждении интересующих         их вопросов. Поддерживайте, а по возможности, и участвуйте в их увлечениях (спорт, коллекционирование, творчество и т.п.). Это укрепит ваш авторитет, позволит поддерживать с детьми доверительные отношения.

В повседневном общении с ребенком не стоит опасаться и избегать тем, связанных с проблемой наркотиков и последствиями их употребления.               Но при этом крайне важно, чтобы разговор был правильно выстроен. Будет лучше, если интересующие его вопросы он обсудит вместе с вами,                  а не в компании друзей или посторонних людей.

Обсуждайте с подростком различные случаи и происшествия, касающиеся наркотиков. Предложите им решить, как бы они поступили                  в той или иной ситуации. Обсудите возможные и наиболее правильные варианты поведения.

Учите их оценивать каждый свой поступок критически. Это поможет              им преодолеть беспечность, которая может толкнуть их на поиски легких решений, в том числе с помощью наркотиков.

Не забывайте, что юноши и девушки, в силу возрастных особенностей                и еще недостаточно развитых волевых процессов, низкой стрессоустойчивости, могут прибегнуть к наркотику в крайне эмоциональном состоянии, например, в состоянии расстройства или депрессии. В случаях, когда они находятся в таком состоянии, особенно важно быть внимательными к ним, сочувственно отнестись к их трудностям и попытаться отвлечь                             от неприятных размышлений.

Показывайте своё уважение к мнению подростка, их видению мира. Если вы не согласны с ними, пытайтесь объяснить своё понимание проблемы ненавязчиво, но аргументировано и твёрдо. Похвалите, покажите свое удовлетворение и гордость за их правильные и хорошие поступки и решения. Не увлекайтесь критикой понапрасну. Пересматривайте свою тактику и характер общения с детьми по мере их взросления.

Как бы хороши и многочисленны ни были советы и рекомендации, существует универсальная и самая лучшая защита от наркотиков. Эта защита — вера в себя, здравый смысл, собственные суждения, независимый взгляд    на жизнь самого юноши или девушки. Роль родителей в данном случае заключается в поддержке своих детей на пути к взрослой жизни. Будьте внимательны к своим детям, их увлечениям, интересам, кругу общения.                 Это поможет вам вовремя обратить внимание на первые признаки беды.

Что необходимо сделать, если вы подозреваете, что подросток употребляет наркотики?

Если вы обнаружили у подростка наркотические средства, предположите самое худшее — что он пристрастился к наркотикам. Присмотритесь к его поведению. Некоторые поступки могут являться своего рода предупреждением об опасности, хотя могут отражать и нормальные проявления пубертатного развития.

Постоянно наблюдайте за его поведением. Резкие изменения  в его поведении должны вас насторожить. Незаметно проверьте,   нет ли других объективных признаков употребления наркотиков. Лучше перестраховаться. Это поможет вам своевременно заметить беду, когда   ещё можно поправить положение.

Особенно будьте бдительны в отношении друзей подростка. Узнайте                  о них как можно больше. Постарайтесь увидеть или познакомиться           с их родителями (например, на родительском собрании в учебном заведении, где учатся дети). В любом случае не стесняйтесь говорить с ним о проблемах, с которыми может столкнуться человек, потребляющий наркотики (медицинскими, нравственно-этическими, юридическими и т.п.).

Если вы уверены, что подросток употребляет наркотики.

Скажите ему прямо о вашем беспокойстве и его причинах. Твердо заявите ему, что вы против употребления наркотиков и намерены вмешаться             в ситуацию.

Необходимо прибегнуть к помощи специалиста – врача-нарколога.

Не откладывайте решительных действий. Если имеются явные признаки потребления наркотиков подростком, обращайтесь за профессиональной помощью.

Чтобы подросток не стал правонарушителем, родителям рекомендуется обратить внимание на то, как он проводит свободное время, с кем общается. Особенно важно знать, с какой группой ребят он дружит  в учебном заведении и по месту жительства.

Интересоваться, к чему стремятся и проявляют интерес, какие цели преследуют его друзья.

Стремиться своим открытым и доброжелательным отношением                        к его друзьям поддерживать доверительные отношения.

Особенно внимательно контролировать любые случаи появления                         у подростка денег или вещей, происхождение которых вам неизвестно.

Формировать у подростков уважение к закону и правосознание, основанное на нравственности и здравом смысле. При этом целесообразно использовать положительные примеры из своей жизни, из жизни ваших родственников и друзей, а также авторитетных в молодежной среде людей (популярных спортсменов, музыкантов, певцов, кинозвезд).

Несовершеннолетние лучше поймут необходимость соблюдения требований закона, если они будут преподнесены в виде различных житейских историй, а не в виде сухого пересказа правовых норм.

Всегда следует помнить о необходимости быть образцовым примером для подростков, а также то, что формирование их личности во многом определяется жизненными установками родителей.

Разъяснять истинные цели преступников, людей, вовлекающих несовершеннолетних в противоправные действия и употребление наркотиков.

Стараться формировать у подростков такие черты характера, которые помогли бы им не совершать необдуманных поступков, избегать ситуаций, способных привести к действиям, нарушающим общественный порядок                         и выражающим явное неуважение к обществу. Прежде всего, речь идёт                     о честности, доброжелательности, дисциплинированности и трудолюбии,                    а также неприятии зла и умении быть твердым и самостоятельным                             в отстаивании своих жизненных позиций.

Разъяснять подростку, какие социальные последствия последуют                     и какая  судьба его ждёт, если он совершит преступление, станет наркоманом.

 

 

Алгоритм действий родителей, в случае возникновения подозрений на то, что учащийся находится в состоянии опьянения            в связи с употреблением алкоголя, наркотиков, либо других одурманивающих веществ:

- не впадайте в панику;

- понаблюдайте за подростком внимательно, не демонстрируя чрезмерного волнения и подозрения;

- ни в чем не обвиняйте подростка, не читайте ему мораль, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте;

- нецелесообразно проведение самостоятельного немедленного разбирательства причин и обстоятельств употребления алкоголя                               или наркотиков;

- поддержите подростка, проявив внимание и заботу;

- убедите подростка, что Вы действуете в его интересах;

- не верьте уверениям подростка, что он сможет справиться с этим                     без специальной помощи;

- попытайтесь уговорить подростка обратиться к специалисту                               или обратитесь за консультацией сами, составьте совместный план действий;

-в обязательном порядке без отлагательств обратиться к врачу – наркологу, школьному психологу за помощью.

- в случае, если состояние подростка может быть расценено                            как тяжелое состояние опьянения от употребления алкоголя, наркотиков                         или других одурманивающих веществ, немедленно вызвать скорую медицинскую помощь.

 

 

Алгоритм действий педагогического работника образовательной организации при возникновении подозрений на то, что учащийся (группа учащихся) употребляет алкоголь, наркотики, либо другие одурманивающие вещества:

 

1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам учащегося.

2. При подозрении на групповое употребление наркотиков или других одурманивающих веществ необходимо провести беседы с родителями всех членов подростковой группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача психиатра-нарколога, сотрудника правоохранительных органов.

3. Предоставить учащимся и их родителям информацию о возможности обследования с соблюдением конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну, в соответствии со статьей 13 Федерального закона                         от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации», оказания психологической и социальной помощи, указать адреса и телефоны.

Алгоритм действий работника образовательной организации при возникновении подозрений на то, что учащийся находится в состоянии опьянения в связи с употреблением алкоголя, наркотиков либо других одурманивающих веществ:

  1. Признаками, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что учащийся находится в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств либо других одурманивающих веществ, являются:

 - любые утверждения, что учащийся употреблял алкогольные, слабоалкогольные напитки, наркотические средства или другие одурманивающие вещества;

- наличие запаха алкоголя изо рта, либо иного выраженного растительного и (или) химического запаха от одежды учащегося;

- неадекватность поведения учащегося, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями; эмоциональная неустойчивость;

- странные высказывания, не согласующиеся с реальными обстоятельствами;

- заторможенность, сонливость или излишнее возбуждение;

- неустойчивость позы и шаткость походки;

- нарушение речи, словесного контакта.

2. При выявлении у учащегося одного из выше перечисленных признаков либо их сочетание учащегося необходимо изолировать                               от основной массы учащихся в отдельное помещение.

3. Устранить из ближайшего окружения опасные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда его здоровью либо для совершения агрессивных действий в отношении окружающих, не допускать       в адрес учащегося высказывания угроз либо физического воздействия.

4 . Немедленно поставить в известность руководителя образовательной организации, его заместителя либо иное должностное лицо, его заменяющее на момент происшествия.

5. Немедленно известить родителей учащегося или лиц, их заменяющих, о случившемся.

6. Срочно вызвать медицинского работника образовательной организации. Медработник должен оценить общее состояние несовершеннолетнего и зафиксировать данные осмотра в медицинской карте. Учащемуся и его родителям рекомендовать консультацию врача психиатра-нарколога, с представлением информации о возможности обследования                     с соблюдением конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 ноября                 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», указанием адреса и телефона.

7. Если общее состояние учащегося оценивается как состояние отравления вызванного употреблением алкоголя, наркотиков, либо других одурманивающих веществ – вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

8. Администрацией образовательной организации в 3-х дневный срок проводится служебное расследование причин по факту нахождения несовершеннолетних в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения в образовательной организации.

 

Что делать при выявление Интернет-ресурса, содержащего запрещённую информацию? 

С целью пресечения работы сайтов пронаркотического содержания и более широкого привлечения жителей края к данной работе аппаратом краевой антинаркотичекой комиссии совместно с ГУ МВД России по Краснодарскому краю разработан алгоритм действий граждан по выявлению и блокированию пронаркотического контента.

АПТЕЧНАЯ НАРКОМАНИЯ